В феоде Гилеад каждый год проводились семь больших ярмарок, в честь:
Зимы
Широкой Земли (ярмарка сопровождалась конкурсом загадок)
Первого Сева
Летнего Солнцестояния
Полной Земли (ярмарка сопровождалась конкурсом загадок)
Завершения Жатвы
Нового года
Загадывание загадок было неотъемлемой частью каждой ярмарки, но самую важную роль они играли на праздниках Широкой и Полной Земли, потому считалось, что качество загадок напрямую влияет на урожай: чем они лучше, тем сбор больше
.
Правила проведения конкурсов загадок на ярмарках Широкой Земли и Полной Земли, проводившихся в Гилеаде, были следующими:
Ровно в полдень на Широкую и Полную Землю от шестнадцати до тридцати конкурсантов собирались в Зале Предков, который по такому случаю открывали для всех. Лишь несколько раз в году простой люд, купцы, ремесленники, фермеры и тому подобные, допускались в Зал Предков, в эти дни он заполнялся до отказа.
В центре зала ставили большущую бочку, и каждый желающий бросал в нее кусочки коры с написанными на них загадками. Многие загадки были старыми, услышанными от стариков, взятыми из книг, но многие придумывались специально к конкурсу. Трое судей, один обязательно стрелок, выносили решение по каждой и допускали к конкурсу только те, которые признавали пристойными.
Конкурс продолжался не один час. Отгадчики выстраивались в шеренгу посреди Зала Предков. Место в шеренге определялось жребием, а поскольку место в конце ценилось куда выше, чем в начале, каждый надеялся оказаться последним, хотя победитель должен был правильно ответить хотя бы на одну загадку.
Каждый мужчина или женщина - в числе лучших отгадчиков Гилеада были и женщины, - подходил к бочке, вытаскивал загадку. Если после трех минут раздумий она оставалась неотгаданной, конкурсант уступал место следующему.
Победитель конкурса получал самого крупного гуся в феоде.
Речная ярмарка - была распространена во Внешних феодах, представляла собой баржу, на весельном ходу, с ярко раскрашенными магазинчиками на палубе. Баржи медленно плыли по Девар-Тете Уайе, останавливаясь в Кальях Средней дуги, пока не распродавали все товары
.
В Срединном мире последняя неделя перед Ярмаркой посвящалась политике. Влиятельные люди съезжались со всех концов феода, одно совещание сменялось другим, подготавливая главное событие - Форум феода, который по традиции проходил в день Жатвы
.
После окончания Широкой Земли праздновали Танец Пасхи, после чего наступало время Первого Сева
.
Праздник Жатвы в Калья Брин Стерджис (а также, видимо, во всех селениях Внешней Дуги) не праздновался так широко,
как в Срединном Мире или во Внутренних Феодах
.
Хэллоуин в мире Темной Башни назывался праздником Большой Жатвы
.
Непременными атрибутами праздника Жатвы были вечерний праздничный костер с фейерверками.
В сумерках Девушка Жатвы появлялась на людях в разных костюмах (в Гилеаде костюмов было девять, в Меджисе - пять), которые надевались для Юноши Жатвы
. Этому празднику, пришедшему из древних времен, уделяли особое внимание, готовились к нему основательно
.
Обычай праздничного костра шел из древности, когда на нем сжигали людей, приносившихся в качестве жертвы старым жестоким богам. Многие поколения не проводили эти обряды (разве что тайно)
. Сжигание жертв происходило еще во времена Эльда
.
В древние времена жертве предварительно красили руки и в таком виде вели к месту сожжения
.
Люди встречали жертву возгласами "Гори огнем". Впоследствии слова "Гори огнем" заменили
на "Приходи, Жатва", чтобы они не напоминали о древнем ритуале
.
Как правило, в преддверии Жатвы, половые контакты сходили на нет, чтобы возобновиться в ночь Жатвы, что приносило обычный урожай младенцев на Полную Землю
.
День Жатвы во Внутреннем мире называли закрытием года, в Срединном мире его называли "Fin de ano" (завершением года)
.
Конец весны называли Новой Земли или свежей Каммалой.
В это время в Зале Предков проходил Большой Бал, праздник под названием Первый Сев или Катильон на Ночь Первого Сева. Праздник проходил с семи вечера до трех ночи
.
Срединном и Внутреннем мирах, год заканчивался (закрывался) с завершением сбора урожая
.
Вместо месяцев в мире Башни для измерения временных интервалов применялись луны.
Во Внутреннем мире использовали следующие названия лун:
Целующейся Луна: полную луну на Полную Землю (конец лета, август
) называли Целующейся
. Целующаяся Луна - это середина лета (июль)
.
Мешочная Луна: луну (месяц) после Целующейся называли Мешочной.
Мешочная Луна - последняя луна лета
.
Мешочная Луна называлась Мешочной из-за видневшегося на ней контура Мешочника, вылезающего из Нонеса с мешком, набитым верещащими душами
.
Охотничья Луна: за Мешочной Луной следовала Охотничья.
Охотничья Луна - первая луна осени (некоторые считали ее последней луной лета)
.
Тот период, когда Охотничья Луна набирала силу, старожилы в Меджисе характеризовали словами "Охотница набивает живот"
. Там же, в пору Охотничьей луны, начинался исход скорпионов и змей из пустыни на восток.
Демоническая Луна: за Охотничьей наступало время Демонической Луны
.
Демоническая Луна встает после Первой Жатвы, спустя три месяца после Целующейся
.
В тот период, когда Демоническая Луна набирала силу, на ней начинало проглядывать лицо Демона
.
Обращение к юноше: "-са" ("-soh"),
что является производным от "сын" ("son")
.
Приветствие направленное женщине: трижды похлопать по шее правой рукой
.
Приветствие направленное мужчине: трижды похлопать по ключице правой рукой
.
Приветствие принятое во Внутреннем и Срединном мирах: "Долгих дней и приятных ночей!"
Приветствие при встрече, характерное для Кальи Брин Стерджис:
Приветствие при встрече: "Все ли в тебя в порядке, прошу тебя, скажи?"
Ответ: "Все хорошо, ничего не заржавело, говорю богам, спасибо, сэй!"
.
Вариант стандартного приветствия, характерный для Кальи Брин Стерджис:
"Длинных дней и приятных ночей!"
Вежливый ответ: "И пусть твои продлятся в два раза дольше"
.
Приветствие: "Да хранят вас боги, леди/сэй, и пусть долгими будут ваши дни на земле"
Ответ: "Да хранят боги и вас. Пусть и ваши годы будут долгими."
.
Поклон во Внутренних феодах: по обычаю Внутренних феодов, мужчины кланялись, выставив вперед ногу и касаясь рукой шляпы
.
Рукопожатие, принятое у конюхов и ковбоев во Внутреннем мире: сжать руку снизу и сверху двумя руками
.
риветствия направленные старшим, или же просто в знак уважения:
Приветствие (например при встрече на улице): "Добрый вечер (утро или день) сэй. Пусть будут долгими ваши дни на земле".
Вежливый ответ: "И ваши тоже, сэй."
Приветствие: мужчина преклоняет колено, сжатый кулак подносится ко лбу; женщина, независимо от одежды, делает реверанс (в брюках - руками обозначается расправленный подол юбки)
.
Выражение почтения: трижды постучать себя по шее под кадыком
.
Церемониальное приветствие направленное стрелку:
упав на колено, чуть склонить голову, приложить кулак ко лбу и сказать: "Хайл, стрелок, и пусть тропа встретит нас добром"
.
При обращении к старшему (по возрасту) обычай требовал похлопать левой рукой по шее
.
Для выражения особо важных мыслей использовали
Высокий Слог (Высокую Речь) - некое древнее наречие, благородный язык
.
Говорить на Высоком Слоге в присутствии посторонних могли только достигшие определённого возраста и положения
.
Высокий Слог произошел от некого праязыка, существовавшего в древности
.
Скорее всего, этот язык очень напоминал современный английский, но их алфавиты различались между собой
.
Высказывание на древнем праязыке: Had heet Rol-uh, fa heet gun, fa heet hak, fa-had gun?
Черное наречие (Dark Speech) - очень редко употребляемый язык
.
Пример слова на Черном наречии: Пнанг (Pnung).
Все бытовые вопросы решались на обычном языке простолюдинов, Низком Слоге.
В Гилеаде слово "да" (yes) произносили как "йес", в Меджисе как "эйе" (aye)
Простолюдины в феоде Меджис говорили на местном "птичьем" языке у которого не было названия, но
который звучал очень похоже на испанский
.
В северных феодах среднюю согласную растягивали (затягивали).
Жители пограничья Срединного мира (в частности Кальи Брин Стерджис)
часто использовали выражения "I beg you" в обращении, просьбе, и
"I tell thankee-sai" при ответе, а так же их вариации.
Данный диалект по-видимому похож на язык юга США.
Zn - буква Высокого Слога, которая несла в себе два понятия: zi (вечное) и настоящее
.
"Замки" - игра, чем-то схожая с шахматами.
Красные фигуры устанавливались на одном краю специальной игровой доски, а белые - на другом.
В процессе игры обе стороны обходили Холмы или Укрепления и, маскируясь, подкрадывались друг к другу.
Тот, кто первым выходил из Укрытия, подставлялся под удар, причем вернуться за Укрепление он уже не мог.
Чаще всего выигрывал более осторожный и хладнокровный игрок
.
В Гилеаде были известны танцы вальс и полька
.
"Матушка Говорит" - в Гилеаде аналог американской игры "Саймон говорит"
.
Игра в шары, в Гилеаде знатные дамы играли в шары на Западной Площадке
.
Загадки - самая древняя из всех игр. Любили загадки и в Гилеаде. Лучший отгадчик был окружён почётом, а жульничество подчас каралось смертью
.
Камалла - танец, исполнявшийся вместе с "Песней Риса"
.
Карточные игры
Колода карт Срединного мира содержала так называемых канцлеров (старшие карты, скорее всего короли): были известны Лука, Павел, Матфей, Петр (канцлер-ключник)
.
Известны следующие игры:
"Не зевай" - карточная игра похожая на покер
.
Casa Fuerte, "Свежее пятно" в Гилеаде -
разновидность игры "Не зевай"
.
Для женщин Нью-Ханаана и сопредельных феодов был предписан поведенческий стереотип покорности и смирения, хотя на самом деле знаниями и умениями они ни в чём не уступали мужчинам
.
В Срединном и Внутренних мирах обритые на женщине волосы указывали на то, что их обладательница не отличается пристойным поведением
.
Рисовая Каммала (Commala) - обрядовые песня и танец, сопровождающие посадку и сбор риса. И песня, и танец исполняются в очень быстром темпе; скрытая имитация полового акта символизирует зарождение и появление новой жизни. Обряд известный и любимый во всех феодах
.
В Гилеаде Каммала существовала также в форме придворного ритуала и называлась Котильоном на Ночь Первого Сева.
Ритуал представлял собой весенний бал и проходил один раз в году, на Первый Сев.
В стародавние времена таким образом праздновали приход весны. Ритуал еще иногда называли Новой Землей или Свежей Каммалой
.
В мире Роланда лобное место называли голгофой, библейским наименованием
.
Поза боксера в открытой стойке называлась Честной Стойкой.
Для Внутреннего мира наложницы были делом совершенно обычным.
По легендам у Артура Эльдского их было не меньше сорока
.
Во Внутреннем и Срединном мирах было принято изображать Артура Эльдского на картинах, в виде скульптур и т.п.
Обычай изгнания мигрировал от стрелков
в среду обывателей. Изгнание из родных мест называлось изгнанием "на запад"
.
Во многих землях Внутреннего мира слово "манто" означало не только плащ, но и гомосексуалистов
.
После удачной охоты следует произнести следующие слова, чтобы и потом не сбиться с прицела: "Отец, направь мои руки и сердце, чтобы никакая часть зверя не пропала зря."
.
Пожелание удачи: похлопать по груди повыше сердца и поцеловать ладонь
.
Древнее заклинание, благословление лагеря при разжигании огня:
"Искорка светлая, кто мой родитель? Со мной ничего не случится? Я останусь самими собой? Благослови этот лагерь огнем".
("Spark-a-dark, who's my sire? Will I lay me? Will I stay me? Bless this camp with fire")